04 сентября, 12:08

Инвестиции в предприятие: Как из гаража выросла компания с выручкой 100 млн рублей

Денис Добряков (на фото в центре) — 28-летний основатель сервиса подарков и сувениров ArtSkills. Он начинал свой бизнес с гаража, ноутбука и подержанного фотопринтера. В 2016 году его проект выиграл Стартап Академию Сколково, привлек 80 млн рублей в капитал и вошел в топ-3 магазинов подарков по объему производства и продаж. Сейчас его сервис ежедневно обрабатывает 4000 подарков (8 подарков в минуту), а за год выручил 100 млн рублей со средней маржинальностью 60%.

ArtSkills привлекает через StartTrack электронные займы. Запросить метрики компании можно в карточке, узнать подробные условия инвестиций — в терминале.

Свою модель развития Добряков в шутку называет «страдальческим предпринимательством» — бизнес растет каждый раз, когда сталкивается с очередной проблемой, которую нужно решить. Все и началось-то с проблемы.

Свеча в коробке из-под утюга и вице-президент «Роснефти»

Студенту Денису хотелось удивить любимую девушку, а денег не было. Тогда он взял коробку из-под утюга, оклеил ее лепестками роз, положил внутрь красивую свечу. И произвел впечатление (девушка потом стала его женой). Так Добряков понял, что люди ценят не стоимость, а впечатления. И решил создавать эмоции. Теперь это корпоративная миссия, которую можно прочитать при входе в офис Artskills.

Отец говорил: «Не занимайся ерундой, ищи нормальную работу». Сын запирался в гараже и печатал этикетки для свадебного шампанского или собирал настенные часы с оригинальным циферблатом. Вместе с другом Сашей Туниковым запустил сайт, обещавший создавать подарки, каких нигде не найти. Если не получалось что-то изготовить самим, искали поставщиков. Как-то раз кассу сделал заказ на подарок для вице-президента «Роснефти» — ему преподнесли виски в особой бутылке с золотой гравированной этикеткой.

Добрякову удавалось зарабатывать до 20 тыс. рублей в месяц — более чем ощутимую прибавку к стипендии. Но вот диплом МИРЭА получен. И что делать дальше?

Станок за 100 тыс. евро и бережливое производство

Однажды за бутылкой пива Добряков рассказал о заманчивой идее своему однокурснику Артему Кудинову. Так в компании появился директор по маркетингу, а следом — первые небольшие деньги на развитие. Третьим членом команды стал Владимир Туников, брат Александра, талантливый разработчик.

— Денег и ресурсов всегда не хватает, но их можно найти, — рассуждает основатель Artskills, поглаживая корпус цифровой печатной машины стоимостью с московскую квартиру. После того как число заказов превысило 20 в сутки, партнеры поняли, что креативный процесс пора роботизировать, а именно: купить машину, способную за минуту предложить и произвести продукт с уникальным дизайном. Такое оборудование нашлось в Германии, но за бешеные деньги — 100 тыс. евро.

В августе 2012 года Денис и его команда полетели в Берлин торговаться, не имея ни евроцента за душой. Немцам четверо выскочек из России понравились; они предложили скидку в 50%, но услышали в ответ: «Нет, мы лучше заплатим полную цену, но в рассрочку, в качестве процентов с прибыли Artskills». Продавец согласился. Ту же схему («помогите нам заработать, и тогда заработаете вы») Добряков применил, когда решил обзавестись печатной машиной и станком для лазерной гравировки. Как только исчезла зависимость от вечно нестабильных поставщиков, бизнес резко пошел в рост.

«Михалыч» управляет производством

Следующей проблемой «страдальческого предпринимательства» стал кризис собственной некомпетентности. Обнаружилось, что заказов Artskills поступает больше, чем сотрудники успевают выполнить. Засада! Добряков и Туников начали вгрызаться в науку управления производством. Скупили на «Озоне» все книги по системе кайдзен и начали внедрять у себя бережливое производство. В итоге к команде присоединился «Михалыч» — программа расчета производственных операций, при каждом заказе дающая четкие указания, что откуда взять и куда направить по всей цепочке, от склада до упаковочного стола. «Бережливое производство — по сути, процесс бесконечный, — говорит Добряков. — Я сам настроен на непрерывное развитие. Если за день не узнал ничего нового, то мне очень некомфортно».

Школа Сколково, подарки для бизнеса и погоня за единорогом

У него теперь было все, что нужно: оборудование, «Михалыч» и энергичные сотрудники, представляющие новую историческую формацию — нечто среднее между хипстерами и производственниками. Но оставалась одна нестыковочка: производственные мощности позволяют брать заказов на 1 млрд рублей в год, а загружены пока лишь на 100 миллионов. В поиске новых знаний Добряков в прошлом году пошел в школу управления «Сколково». Оттуда он вынес идею — превратить персональные сувениры в бизнес-инструменты и таким образом увеличить сбыт. Теперь это направление называется «Подарки для бизнеса».

Как это работает, Денис рассказывает на одном примере. Недавно в Artskills приехали представители крупного банка. Они хотели продать зарплатный сервис, а в результате уехали, подписав контракт на изготовление подарков.

— Мы подсказали им, как увеличить продажи, укрепив лояльность при помощи положительных эмоций, — объясняет Денис Добряков. — Например, вручить на переговорах именной календарь, ручку с именем и фамилией клиента или настольную игру.

Есть ли у Добрякова большая цель? Он указывает на плюшевого единорога, стоящего на стеллаже. Единорог — бизнес-символ, означает компанию с капитализацией 1 млрд. долларов. Когда Денис поднял в «Сколково» свой первый раунд инвестиций, его компанию оценили в 600 млн рублей. Погоня за единорогом началась.

Источник: expert.ru