23 января, 09:53

Евгений Тимко о том, как привлечь $ 1 млн в стартап

Здравствуйте! Меня зовут Евгений Тимко. Я инвестор Gett Taxi, 2Can и «Нетологии», дважды MBA, сооснователь фонда Xploration Capital и преподаватель стартап-академии «Сколково».

В этой публикации я расскажу, как стартап может получить финансирование и вырасти в крупную компанию. Если понравится, приходите утром 25 января на мой трехчасовой мастер-класс. Обсудим самые крутые сделки 2018 года, поговорим про рабочие модели и ошибки основателей. В общем, сэкономим вам немного времени на пути к собственному единорогу. Инвесторам, которые хотят инвестировать в капитал стартапов, тоже будет интересно.

🍀 Думаем, как венчурный фонд

Фонд думает большими числами. Лишь 1-2 портфельных компаний (из 20 и более) сделают ему 80% доходности. Поэтому он ищет большие выходы и скорее вложит в убыточную компанию с миллиардным потенциалом, чем в прибыльную — с миллионным. Такой потенциал имеет ограниченный круг бизнес-моделей. Например, маркетплейсы за всю историю привлекли больше всего денег и принесли наибольшую доходность инвесторам. Они по-прежнему интересны. Но многие модели приходят и уходят очень быстро. Ещё два года назад весь мир говорил о стартапах по аренде велосипедов, лидеры привлекали миллиарды долларов, а сегодня они массово банкротятся.

🇷🇺 vs. 🇺🇸 Выбираем Россию или Запад

В США и Европе большие рынки, много покупателей. В России маленький рынок и почти нет стратегических покупателей, которые обеспечат выход. Поэтому большинство фондов отказались от инвестиций в наш рынок. Стартаперу нужно выбрать — сразу ориентироваться и уезжать на запад или всё-таки оставаться. К счастью, у нас по-прежнему относительно низкая конкуренция, дешевая проверка гипотез. И если построить проект на миллиард нереально, то крепкая история на десятки миллионов долларов и хороший выход для фаундера — сложный, но рабочий вариант. Если останетесь, готовьтесь больше работать с ангелами, чем с фондами.

👊 Много ошибаемся, становимся экспертом и продаём себя

На что смотрят инвесторы? Первые 10 пунктов — команда. Чем больше раз вы пробовали, чем больше ошибались, тем благосклоннее будут инвесторы. В среднем компании на $ 500 млн основывались людьми в 34 года, студенты — исключения и миф. Изучайте рынок, будьте экспертом и визионером, будьте главным человеком в индустрии. Каждый день тренируйтесь продавать себя — НЕ впаривать, как это любят в России, а вовлекать, забрасывать удочку, создавать ажиотаж. Поймите слабые места каждой аудитории — инвесторов, сотрудников, команды, сообщества. Заразите их своей историей. В России и СНГ вы будете часто сталкиваться с бизнес-ангелами, учитесь их поражать.

💡Идея — ничего не стоит, вся стоимость — в 🔨execution

Я видел много историй, когда за 1-2 года на b2c рынке появлялось 10 конкурентов. Модель «Групона» в Китае делала на пике под тысячу стартапов! Если предприниматель говорит, что аналогов нет, я прекращаю разговор. Идея ничего не стоит, в ином случае вы уже запатентовали бы её. Выбирая идею, всегда смотрите на Запад, например, проверяйте модели стартапов на AngelList — их много, они валидированы, часть уже привлекла инвестиции. Я часто говорю основателям — ты знаешь, что на западе в твою модель уже 2 года никто не инвестирует, она мертвая. Гораздо важнее execution, или реализация, монетизация — в них кроется вся добавленная стоимость компании. Ищите хорошую команду, быстро расставайтесь с плохими сотрудниками, перевыполняйте планы, показывайте трекшн хотя бы за полгода.

🔬 Тщательно изучаем рынок

Пока не найдете достаточно большой и понятный. Если вы хотите привлечь $ 1 млн, то вам нужно найти сегмент, где можно зарабатывать $ 30-50 млн в год. Иначе инвестору будет просто не интересно. Можно взять большой b2c рынок или b2b нишу. На нише проще получить масштаб. Даже Uber после десятков миллиардов долларов вложений занимает всего 20% b2c рынка, но при этом всего за 3 года занял 50% в b2b. Позволяет ли ваш рынок построить большую историю, уйти в смежные сегменты, реализовать план B и дожить до следующего раунда, есть ли на нём порог входа, который поможет вам реализовать competitive advantages и в итоге себя продать? Готов ли рынок к вашему продукту? Время и рынок определяют всё.

На мастер-классе мы разберем эти вопросы, а еще:

🎯 Поговорим про самые актуальные рынки, сегменты, бизнес-модели и коммерческие вертикали.

💰 Узнаем, какими суммами американские инвесторы участвуют в российских венчурных сделках, как убедить инвестора в потенциале, договориться о сумме и найти баланс между «экзитом основателя» и «экзитом фонда».

👑 Разберем сделки с WeChat, Toutiao, GitHub и Magic Leap, прошедшие IPO Xiaomi, Dropbox и Spotify, предстоящие IPO Airbnb, Lyft и Pinterest.

🎓 Обсудим «кривую хайпа», байк-шеринг, робо-эдвайзеры, маркетплейсы и искусственный интеллект. 

Зарегистрироваться можно здесь.