СПРОСИТЬ
Telegram Mail
STRK | Блог о розничных инвестициях

Акционирование малого бизнеса в мире (4/8)

STRK не первый аналогичный проект на мировом рынке. Похожие проекты, есть даже в России, но для более крупных компаний и узких кейсов (перераспределение акций по закрытом списку), например - RTS Board. Почему малый и средний бизнес не пользуется их услугами, думаем, вы поймете очень быстро, когда зайдете к ним на сайт.

Поэтому больше мы смотрели на западные примеры и прежде всего в США, где внебиржевой рынок наиболее крупный в мире и составляет до 10% от биржевого по своим объемам.

Из проанализированных компаний наиболее близкими к нашей концепции и не очень известными в России оказались 2 проекта:

OTC-market (www.otcmarkets.com)

Cуществует аж с 1913 года (!). Один, а их там несколько, из внебиржевых рынков США. Они сами торгуются на NYSE (тикер OTCM), рыночная капитализация $460 млн. На платформе размещено 12 тыс. ценных бумаг, за 2020 год объем торгов составил $445 млрд. На их рынке есть 3 категории бумаг:
  • OTCQB (аудированные компании, прошедшие оценку, 6% объема торгов).
  • OTCQX (венчурные компании, 21% торгов).
  • Pink (компании без аудита и верифицированной отчётности, 73% торгов).

Интерфейс OTC-Markets
Интерфейс OTC-Markets

Для нас проекты был ценен прежде всего тем, что реализует концепцию рынка внебиржевых акций. Их выручка состоит из:
  • Минимальной комиссия (0,04%) от торгов (22% выручки);
  • Платежей с пользователей за сервисы (доступ к рынку в онлайн-режиме, отчётности компаний и тд, 39% выручки);
  • Платежей компаний за размещение на торгах и сопутствующие сервисы (38% выручки).
У STRK такой распределенной выручки пока нет, потому как еще экосистема вокруг размещения еще только формируется, и мы работаем над этим. Но, как видите, любая непубличная компания может найти для себя эшелон размещения - если хочешь попасть в ТОП - проходи аудит, получай оценку (причем у них торговались иногда даже компании, выпавшие с NYSE, когда вступали в конфликт с биржей с точки зрения требований), то есть это похоже на полноценное размещение. А если у тебя стартап - добро пожаловать в венчурный рынок или вообще, сделки практически без какой-либо документации с грошовыми акциями (вспоминаем «Волк с Уолл-Стрит»). В целом OTC-Markets - это внебиржевая биржа с настоящим терминалом, и торгами в онлайн-формате. Но, важно, что у них есть консалтинг и сопровождение в ходе размещения проекта, потому что для компаний это значительный стресс. 

StartEngine (startengine.com)

Сразу обращаем внимание, что их сайт почему-то перестал работать из России и нужно изучать его через VPN США. Cуществует с 2015 года. Инвестиционная площадка, на которой стартап может разместить свои акции и продать их частным инвесторам. Также существует вторичный рынок ранее размещенных компаний. По данным площадки всего было привлечено $300 млн. для 500+ компаний. Суть размещения ближе к российскому краудфандингу или всем известному Kickstarter’у. Сообщество инвесторов составляет 500 тыс.человек. Что вызывает восхищение - они сами у себя привлекают инвестиции для своего роста.
Интерфейс StartEngine
Интерфейс StartEngine

Их структура выручки уже больше похожа на STRK, разве, что у нашей платформы отсутствует доход с промо-компаний. промо нет:
  • Комиссия от суммы привлеченных средств (70% выручки);
  • Консалтинг (15% выручки);
  • Промо компаний на площадке, спонсорство и прочее (15% выручки).

Для небольших проектов это более дружественная платформа, нежели OTC-markets, но с более скромными результатами по объему.

Общее у обоих проектов то, что у них есть консалтинг и сопровождение в ходе размещения проекта, потому что для компаний это значительный стресс. И то, что роадшоу (рекламу инвестиционного предложения) компания проводит самостоятельно.
В будущем STRK придёт к миксу двух подходов этих проектов, с учетом российских реалий малого бизнеса - несколько эшелонов на STRK с разными требованиями к компаниям, плюс развитие платформы на собственные средства или привлеченные самостоятельно инвестиции.

Пока же мы реализуем концепцию аудированные компании + их собственная оценка, которую рынок или принимает, или нет. При этом, роадшоу (рекламу инвестиционного предложения) компания проводит самостоятельно. Это позволяет платформе остаться третьей стороной в сделке.

Ниже вы можете найти ещё несколько примеров похожих на STRK проектов.


Аналоги STRK в мире
Аналоги STRK в мире

Надеемся, примеры оказались интересными и завтра поговорим о том, как мы это приземлили в российских реалиях.

Если хотите поговорить об этом, приходите на наши онлайн встречи.

P.S> Больше статей на эту тему по тегу: #ПростопроАО
ПростопроАО Блог STRK